Массовые манифестации, прокатившиеся по России в период между думскими и президентскими выборами, впервые открыто и массово продемонстрировали негативное отношение тысяч людей к российскому лидеру. Если фигура Путина в начале его правления импонировала российскому общественному мнению, то сегодня его потенциал как политического лидера иссяк, считает политолог Дмитрий Орешкин.
Дмитрий Орешкин: Иссяк потенциал политического лидерства.Раньше Путин очень нравился потому что он молодой, он собранный, четкий, из спецслужб – а у нас у общественного мнения было такое возвышенное отношение к ФСБ и КГБ. Считалось, что это не коррумпированная организация, патриотическая. Потому что люди были воспитаны на замечательных фильмах типа «Семнадцать мгновений весны». На фоне обрюзгшего старого Ельцина молодой, решительный, жесткий, патриотичный Путин с его соленым словцом, с его юмором, народным языком типа «мочить в сортире» - это все было очень хорошо. Милитарная сущность общественного мнения была сильно польщена победой над Чечней в 1999 году, или победой над Грузией в 2008-м году – тогда был максимум электорального рейтинга и у Путина, и у Медведева, 70 – 80%. У людей уже отношение изменилось, оно стало таким юмористическим. Ну что еще Путин может сделать? Он показал свой обнаженный торс, он покатался на байке, он достал со дна амфоры. Что сейчас еще он может сделать? То есть, уже отношение такое: если раньше – Путин это крутой мужчина, он нас спасет от НАТО… А сейчас люди видят, что НАТО себя чувствует неплохо, ощущения, что Россия поднялась с колен как-то нет. Страны, которые вокруг нас, и которые, в общем, должны бы слушаться, – Украина, Грузия, Молдавия, Приднестровье, Южная Осетия – вроде им Москва что-то говорит, а они не слушаются. Наступает такое разочарование, и к Путину начинают полегоньку относиться как к Брежневу в советские времена. Про него рассказывают анекдоты. К нему уже так стали относиться: ну что с него взять? Он – мастер разговорного жанра.
В свою очередь руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центра» Борис Дубин напоминает, что большинство россиян приняли фигуру Путина довольно равнодушно, «за неимением иного». По принципу «стерпится – слюбится» российское общество после всех этих лет примирилось с Путиным.
Борис Дубин: Все-таки на протяжении всех сроков его правления и в его разных ролях основная краска была – мы не можем сказать о нем ничего плохого. Это не любовь, это не позитивная мобилизация, не сознательная поддержка. Это скорее равнодушное принятие за неимением какой бы то ни было альтернативы. Действительно, вплоть до нынешнего дня мы не видим людей – правда, власть очень поработала над тем, чтобы их не возникло – которые могли бы составить альтернативу, будучи в какой-то мере известными, пользовались довольно значительным авторитетом в разных слоях общества, имели бы некий опыт – а это важно с точки зрения большинства россиян. Еще одно явное преимущество Путина – у него большой опыт пребывания во власти, причем на первых ролях. Для россиян это значимо. Никто в этом смысле с ним, увы, не может быть сопоставлен. Какая-то часть населения – меньшая – хотела бы новых лиц. Но большая часть россиян радикального обновления состава руководства страны не хотела бы. На проспект Сахарова и Болотную площадь выходили те, кто хотел бы новых лиц. Но мы понимаем, что это не просто меньшинство, это меньшинство меньшинства.
Видимо, именно с этим желанием большинства сохранить статус-кво во властной иерархии в стране, и связан главный феномен нынешних выборов: рейтинг Путина падает, но большинство опрошенных готово голосовать только за него.